План темы:
- Структура взаимодействия
- Для чего нужна подотчетность в общем?
- Основные правила взаимодействия
- Взаимодействие на разных уровнях
- Внутри группы — подготовка и анализ уроков
- Внутри воскресной школы — педсоветы
- С церковью — руководство, взаимное участие
Структура взаимодействия
Существует несколько уровней взаимодействия:
Группа — ВШ — Церковь
Внутри группы ВШ взаимодействие осуществляется между учителями, внутри ВШ — взаимное между группами, а также с руководством; с церковью — с родителями, с братским советом и с собранием.
Для чего нужна подотчетность?
Очень важно осознавать необходимость подотчетности
1. Общее дело
Труд ВШ — часть общего труда создания церкви, и это нормально, когда в церкви происходит общение. Общение — библейский принцип
2. Здравость учения
Мы несем ответственность перед церковью (братьями и родителями) за то, чему мы учим детей, и мы не имеем права делать так, как нам заблагорассудится. Для осознания ответственности и корректировки учения (при необходимости) нужно отчитываться перед церковью
3. Верность методов
При неверном выборе методов обучения и отсутствии советников организация работы может быть выстроена неправильно. Следствием этого может стать низкая эффективность труда или вообще его вред. Чтобы трудиться эффективно, нужно налаживать отношения внутри коллектива
4. Сообщение опыта
Возможность делиться идеями, поправлять неточности при взаимодействии с более опытными тружениками
5. Лояльность церкви
Церковь должна знать, что происходит в воскресной школе, и почему труд важен. ВШ должна заработать признание родителей
Основные правила взаимодействия
В этом разделе мы рассмотрим общие взгляды на взаимодействие, приведем примеры, в чем может выражаться проблема, а в следующем разделе попробуем найти решения для проблемных моментов.
1. Послушание
Это нормально иметь свое мнение, но также нормально повиноваться тем, кто стоит выше тебя.
Места Писания:
- “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших” (Евр.13:17)
- “Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (1Пет.5:5)
Проблемные ситуации:
- Старший учитель и просто учитель расходятся во взглядах на методы преподавания
- Старший учитель пресекает любую инициативу со стороны учителя
Важно! Если ты послушался, и получилось плохо, то виноват будет ответственный, а если не послушался — при любом раскладе виноват будешь ты
2. Общение
Выше мы уже проговорили, почему общение является одной из ключевых составляющих процесса.
Места Писания:
- “И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих” (Лук.22:31-32)
- “…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха” (1Ин.1:7)
- “Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа” (Иуд.1:19)
Проблемные ситуации:
- Учителя расходятся во мнениях касательно отдельных моментов учения: например, целомудрия, внешнего вида, музыкального служения
- Учитель систематически не ходит на обсуждения уроков / педсоветы / общие мероприятия, считая, что для него это неважно
- Старший учитель не любит, когда вникают в дела его группы и пытаются корректировать, на контакт идет неохотно
3. Христианское уважение
Места Писания:
- “…ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя” (Флп.2:3)
- “…ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лук.14:11)
Проблемные ситуации:
- Более талантливый (или молодой) учитель в группе “тянет одеяло” на себя, не учитывает мнение остальных педагогов
- Учителя никак не могут найти между собой общий язык, поэтому проводят уроки по отдельности
Взаимодействие на разных уровнях
Группа
Проблема | Решение: старший | Решение: подчиненный |
Объективные разногласия | ||
Расхождение во взглядах на преподавание | 1. Распределение уроков: правила диктует тот, кто отвечает за урок (последующий анализ обязателен) 2. Метод проб и ошибок: дать провести так, как считает нужным и затем проанализировать 3. Независимая экспертиза: пригласить на урок стороннего наблюдателя | 1. Аккуратно предлагать варианты и здраво их обосновывать 2. Брать ответственность на себя 3. Молиться за старшего, чтобы Бог дал мудрости |
Расхождение в вероучительных взглядах | Если кто-то из учителей не согласен с учением церкви, он не имеет права преподавать, поскольку его несогласие все равно проявится и передастся детям. Учитель должен: 1. Преподавать так, как учит церковь, 2. Молиться, чтобы Бог показал, почему принято именно так | Если кто-то из учителей пытается сеять в детях свое, другой учитель имеет полное право сообщить об этом братьям |
Личностные разногласия | ||
Систематические пропуски обсуждений, педсоветов, общих мероприятий; причина: это не нужно | Если пропускает старший учитель: пересмотреть свое отношение к труду; он хочет добиваться результата или просто идет по накатанной Если пропускает рядовой учитель: необходимо показывать значимость | Принять, что посещение общих мероприятий — это часть твоих обязанностей; без этого невозможен рост |
Один из учителей тянет все на себя | 1. Показывать необходимость командной работы, акцентировать внимание на том, что будет, если не считаться с мнением окружающих 2. Метод проб и ошибок: дать провести так, как считает нужным, а затем проанализировать 3. В крайнем случае отстранить от занятий | 1. Смириться 2. Пригласить третью сторону Важно! ВШ — это не место для самореализации, это общий труд |
Ответственный за группу пресекает инициативность | 1. Учитывать разницу в возрасте, образовании и т.п. 2. Анализировать свое поведение: что мною движет 3. Прислушиваться к идеям, судить объективно 4. Давать проявлять инициативу, пусть и ошибочную Важно! Неопытность или возраст не означает отсутствие здравых мыслей и решений Пример: Елиуй и Иов, Тимофей | 1. Аккуратно предлагать варианты и здраво их обосновывать 2. Молиться за старшего, чтобы Бог дал мудрости 3. Привлекать третью сторону |
Комплексные проблемы | ||
Учителя не могут найти общий язык до того, что просто не могут вести занятия вместе | 1. Приглашение третьей стороны (старшей) 2. Совместная молитва, молитва друг за друга 3. Обоюдные извинения 4. “Прогибы” и анализ без перехода на личности 5. Переформирование группы как крайний случай | -//- |
Воскресная школа
Основное правило — ответственность перед кем-то
Основная проблема — отсутствие иерархии: “А перед кем отчитываться-то?”
Итог решения: самодисциплина каждого отдельного труженика
Решения:
- Маленькая ВШ (1 группа)
- Выстраивание внутренних взаимодействий
- Поиск помощников
- Совместная работа над программой
- Анализ уроков
- Внешнее взаимодействие:
- Творческие отчеты для церкви
- Участие в служении (свидетельства и пение)
- Утверждение учебной программы у братьев
- Выстраивание внутренних взаимодействий
- Средняя ВШ (2 группы)
- Педсоветы: формат обмена опытом
- Совместное планирование: годовая план-сетка мероприятий
- Совместное проведение мероприятий
- Большая ВШ (3 и более групп)
- Выбор ответственного за ВШ
- Создание инициативной группы
- Педсоветы: тематические
- Мероприятия для учителей
Церковь
Существующие проблемы:
- Отсутствие понимания ценности ВШ
- Перекладывание на ВШ родительской ответственности
- Отсутствие финансирования
- Торможение инициатив со стороны братьев
- Отсутствие моральной и духовной поддержки
- Конфликты между учителями и родителями, учителями и церковным руководством
- Церковь не знает, что происходит в ВШ
- ВШ не участвует в служении
Последовательность действий:
- Личное осознание ценности ВШ
- Введение должности ответственного за ВШ
- Продвижение интересов ВШ
- Объяснение важности труда
- Для братьев:
- Статистика
- Отчеты по выездам
- Для церкви:
- Участие в служении
- Стенды, подарки и т.п., оформленные детьми
- Фото-видеоотчеты по выездам
- Для родителей:
- Проведение родительских собраний
- Беседы со служителем
- Для братьев:
- Объяснение важности труда
Презентация по теме: