Урок 1. Нет другого имени под небом
Цель: показать значимость личности Христа (библейский и исторический аспекты)
Ключевой стих: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12)
Деян. 5:36 – о других учениях
– Могли бы первые христиане устоять в гонениях, если бы учение Христа не было особенным?
Ход урока
Ареопаг
Вопрос, рассматривающийся на ареопаге – Кто такой Иисус Христос?
Материалы: свитки со свидетельствами библейскими и небиблейскими (приложение)
Вначале идут свидетельства близких учеников, затем остальных последователей Иисуса, после – исторические документы.
Каждая история на отдельной карточке. Написанное курсивом не печатается.
Петр – близкий ученик Иисуса, один из трех столпов церкви
Кем был Петр? (Мк.1:16)
Кто назвал его Петром? (Мф.16:18)
Как его призвал Иисус? (Мф.4:18-20)
Как звали его брата? (Андрей)
Свидетельство Петра (Мф. 16:13-17)
Почему мы можем верить его свидетельству? (потому что Бог открыл ему)
Доказательство того, что Петр был прав (Деян.3:1-8)
- Иоанн Зеведеев, брат Иакова Зеведеева. Братья были призваны вместе (при каких обстоятельствах? – Мф.4:21-22), являлись близкими учениками Иисуса и впоследствии сделались столпами церкви. Оба были при исцелении дочери Иаира и на горе Преображения. Когда Христа распяли, Иоанн стоял под крестом. Там же он получил от Иисуса наставление заботиться о Его матери. Гораздо позже апостол был схвачен в Риме и сослан на остров Патмос, где получил Откровение от Господа и написал Евангелие.
Сыидетельство Иоанна – Ин.20:31
Почему мы верим ему? 1Ин.1:1-3
- Фома по прозвищу близнец был одним из первых учеников Христа
Когда Иисус после воскресения явился ученикам, Фомы не было с ними, и потому он не поверил, что Учитель жив. (Ин.24-28)
Как назвал Фома Иисуса, когда Тот явился перед учениками? (Господь мой и Бог мой)
Почему мы верим этому свидетельству? (потому что он видел раны Христа своими глазами)
- Нафанаил, один из учеников Христа.
История призвания – Ин.1:45-49
Как назвал Иисуса Нафанаил? (Равви, Сын Божий, Царь Израилев)
Почему мы верим ему? (потому что Нафанаил – «истинный израильтянин…»)
- Марфа, сестра Марии и Лазаря.
Когда ее брат умер, Иисус пришел к ней в селение… (Ин.11:20-27)
Как назвала Иисуса Марфа? (Христос, Сын Божий, грядущий в мир)
- Самарянка
(Ин.4:5-29) – написать ребенку краткую историю с добавлением цитат
Как назвала Иисуса самарянка? (Христос)
- Разбойник на кресте
Когда Христа распяли, справа и слева от Него висело два разбойника.
(Лк.23:39-43)
Как засвидетельствовал о Христе разбойник? (помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое)
- Сотник – воин, стоявший рядом с крестом
(Мк.15:37-39)
Как он назвал Иисуса? (Сын Божий)
Почему мы верим ему? (ему не было никакой выгоды обманывать)
- Симеон
История о Симеоне: (Лк.2:25-32)
Как засвидетельствовал о Христе Симеон? (спасение Твое, свет к просвещению язычников, слава Израиля)
10. Иоанн Креститель, сын Захарии. Его мать была родственницей Марии, жены Иисуса.
Иоанн готовил народ к пришествию Христа.
Каким был образ жизни Иоанна? (Мф.3:4)
История: (Ин.1:28-34)
Что засвидетельствовал о Христе Иоанн? (Агнец Божий, Сын Божий)
11. Стефан – последователь Христа, родом из Коринфа. Его семья первая в Ахаии уверовала. Всех их крестил апостол Павел.
Свидетельство о Стефане: (Деян. 6:8)
Когда Стефан благовествовал, некоторые пытались с ним спорить, но не могли противостоять его мудрости. Тогда его схватили и поставили перед синедрионом. Но и тут не могли ни в чем обвинить его. А когда Стефан увидел видение от Бога (Деян.7:55-56), сказав, что он богохульствует, побили его камнями.
Стефан был первым мучеником.
Почему мы можем верить Стефану? (потому что видениие было от Бога)
12. Павел – узник Христа.
Откуда он родом? (из Тарса)
Как его звали до уверования? (Савл)
Так его призвал Господь: (Деян.9:1-8)
Павел пробыл в Дамаске 3 дня, в которые он ничего не ел и не пил. На третий день, когда он молился, пришел к нему Анания, ученик Христа. Он рассказал, что видел Павла в откровении и возложил на него руки, итот прозрел. Тут же покрестившись, Павел отправился на проповедь.(Деян.9:20-22)
Сам Павел пишет, как изменилась его жизнь: (Флп.1:21;3:8)
Кем называл Иисуса Павел? (Сыном Божиим, Христом)
Почему мы верим ему? (Господь Сам ему явился, жизнь Савла сильно изменилась)
Иосиф Флавий, иудейский историк: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени».
Корнелий Тацит, римский историк: «Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть, и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев».
Из письма правителя Вифинии к императору Траяну: «Всяких тебе благ! У меня уже вошло в привычку приносить для твоего рассмотрения всякое дело, в котором я не уверен или сомневаюсь. Потому что кто может лучше тебя управлять моими нерешительными суждениями или же пополнить мою некомпетентность в познаниях? До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вёл допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле… Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своём, то я приказывал их уничтожить… Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него… О их прежней религии они говорили… и сообщали следующее: они имели в определённый день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так… Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьёзного разбирательства… Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами…» Письмо Мары Бар-Серапиона: «Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трёх мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своём учении».
Лукиан из Самосаты, греческий писатель: «…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам».
– К тому же, есть еще два доказательства божественности Христа:
- Новое летоисчисление
- Учение Христа распространилось по всему миру и существует по сей день
Итог: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф.3:17)
Золотой стих: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». (1 Кор.3:11)