Цель – учить подростков правильному поведению в конфликтах
Вступление
Вы никогда не задумывались, почему у некоторых деревянных домов одна стена кирпичная? Она строилась специально и вот по какой причине:
- Кирпичная стена делает здание крепче
- Кирпичная стена может остановить пожар
- Наличие кирпичной стены говорит о материальном достатке владельца
- На этой стене, поскольку она крепче, крепилась сантехника
Правильный ответ – 2. Когда большая часть города была деревянной, одним из наиболее действенных способов остановить пожар и не дать сгореть всему городу, было возведение кирпичной стены. Кирпичная стена, не дававшая огню перекинуться с одного деревянного дома на другой, называлась «брандмауэр».
Сегодняшняя наша тема – конфликты, и в ее основу мы возьмем стих:
Если мы ведем себя в конфликте как брандмауэр – способны угасить его огонь, то это будет лучшим свидетельством того, что мы верующие. Почему? Потому что именно в конфликтах проявляется все, что находится внутри человека.
Основная часть
Урок проводится в формате игры «шесть шляп». Формат выглядит следующим образом:
- Подростки делятся на пять команд
- Выбирается ситуация для обсуждения и затем методом жеребьевки каждой команде присваивается точка зрения на данную ситуацию (одна из первых пяти шляп; шестая всегда принадлежит преподавателю)
- «Шляпам» – командам дается время на подготовку ответа со своей точки зрения (около 10 минут) и затем – на сам ответ (2 минуты)
- После того, как каждая шляпа выскажется, преподаватель подводит итог
Важные замечания:
- Перед каждой ситуацией распределение шляп производится заново
- Подростки не имеют права отстаивать свою точку зрения, а только ту, которая прописана в описании их шляпы
- Чтобы подросткам было проще готовить ответ, на доску вывешиваются общие вопросы по предложенной ситуации, а также каждой шляпе раздается ряд индивидуальных вопросов. Также отдельным шляпам раздается заранее подготовленная информация: выписки из словарей, стихи из Библии
Шляпы:
Шляпа | Описание |
Белая (ученый) | Дает сухие, непредвзятые сведения о спорном вопросе. Никаких мнений, эмоций не требуется |
Черная (критик) | Все подвергает сомнениям, чтобы потом не было негативных последствий. Функцией шляпы является защита от необдуманных поступков и указание на возможные риски |
Желтая (оптимист) | Противоположность черной шляпы. Говорит о преимуществах и сильных сторонах рассматриваемого решения |
Красная (художник) | Отключает разум и действует на основании своих переживаний, догадок и чувств. Никакие эмоции обосновывать не нужно |
Зеленая (креативщик) | Делает акцент на нетрадиционных и, возможно, провокационных идеях. Подходит к вопросу так, как не подходили до него, и рушит устоявшиеся стереотипы |
Синяя (директор) | Организовывает работу, формулирует проблему и подводит итог |
Варианты ситуаций:
- Праведный гнев: на кого или на что христианин может гневаться и может ли?
- Должен ли христианин защищаться и отстаивать свои права и бороться за справедливость?
- Должен ли христианин вступаться, если видит, что кого-то обижают?
Итог: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9)
Ссылка на всю программу: http://sds.tomsk.ru/archives/5922