ПОДГОТОВКА К КОСТРУ
Подготовка ответственного ( методиста)
1) Подготовка программы, плана костра:
А) тема (в тон уроку);
Б) общее пение (не более 8 песен): продумать, какие песни, не просить детей выбирать самим;
В) какие будут объявления;
Г) групповое пение (кто и что будет петь);
Д) свидетельства (будут ли, кто и о чем будет свидетельствовать)- должно быть понятным для детей, не затянутым;
Е) сценки (не должны быть глупыми или бессмысленными, должны соответствовать теме дня);
Ж) проповедь (кто будет проповедовать- проповедник должен быть готов, а не с ходу придумывать, что сказать. Проповедь не должна быть больше 20 минут).
Эмоциональная диаграмма вечернего костра:
1-2- начало собрания, мажорные псалмы
2-3- псалмы спокойные перед молитвой
3-4- молитва
4-5- объявления, награждения, подведение итогов дня
5-6- сценки, конкурсы, игры
6-7- свидетельства или еще спокойный псалом «для стабилизации»
7-8- проповедь
8-9 заключительная молитва
Мы должны помнить, какими мы хотим видеть детей к концу вечернего костра: спокойными, а не взбудораженными.
Если дети, особенно маленькие, «засиделись», и их внимание сложно удержать, методист может провести физминутку, чтобы они подвигались. (разучить новые физминутки)
1)Все захлопали в ладоши
Дружно, веселее.
Ножки, ножки застучали
Громче и быстрее.
По коленочкам побили
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше!
Завертелись, закружились
И остановились!
2)Путешествие в лес.
Только в лес мы вошли (маршируют)
Появились комары.
(лёгкое похлопывание по телу)
Дальше по лесу шагаем (маршируют)
И медведя мы встречаем.
(раскачивают из стороны в сторону)
Снова дальше мы идём (маршируют)
Перед нами водоём (руки в стороны)
Прыгать мы уже умеем
(руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево)
Раз – два, раз – два! (прыжки)
Позади теперь вода! (маршируют)
3)На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
4)Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
5)Мы, туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей,
Перепрыгнем поскорей.
6)Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три — в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
7)Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
8)Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз — вверх)
Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)
Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
9)Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)
Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)
Мама с ним — поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
10)Индюк.
Ходит по двору индюк (шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,(остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал (потопать ногами),
Крыльями захлопал (руками, как крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою (помотать головой, приговаривая «бала-бала-бала», как индюк)
Понесся стрелою (бег на месте).
Бывают моменты заминок на костре, когда какой-то отряд не готов, и нужно занять время. Для этой цели подойдут загадки и несколько игр с залом.
Ассоциации
Водящий отворачивается и закрывает уши. Игроки загадывают одного человека, сидящего в круге и зовут водящего. Водящий задает вопросы игрокам, с чем ассоциируется загаданный ими игрок, стараясь таким образом определить, кого же загадали. Количество вопросов не ограничено, но у водящего только три попытки назвать загаданного игрока. Пример вопросов: с каким цветком ассоциируется загаданный игрок, с каким временем суток и т.п.
Проявление снимков
Игра заключается в подражании позы. На костре каждый отряд по очереди принимает одну из придуманных поз и «фотографируется». Затем, другим отрядам задается вопрос, кто может правильно «проявить» снимок, т.е. правильно повторить позу первого отряда. Отряд , сделавшее это, зарабатывает пункт. Если никто правильно не «проявит» снимка, пункт получает позирующий отряд. После нескольких снимков подсчитываются пункты.
Посылка
Маленький предмет заворачивается во множество газетных слоев, на каждом слое записка типа: «Передай тому, кто в белой косынке» или «Передай тому, кто в кроссовках». Тот, кому последнему передадут посылку, получает подарочек.
Подпиши картину
Берутся репродукции картин художников. Внимательно рассмотрите картину. Задача конкурса — придумать оригинальное название, а потом сравнить с авторским. Победитель: игрок, называющий наиболее оригинальный вариант.
Придумай заглавие
Ведущий читает игрокам какой-либо короткий рассказ или сообщение в газете. Надо подобрать к рассказу как можно больше различных названий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, то есть по сути верными, но не схватывающими главного, или образными, яркими, эмоциональными. Победитель: игрок, придумавший наибольшее число наименований к рассказу или к заметке в газете.
Говорящие вещи
Ведущий объясняет игрокам задание: «Имея в своем распоряжении несколько предметов (не больше десяти), надо поставить их таким образом, чтобы всем зрителям стало ясно, во-первых, что представляет собой данное место, во-вторых, что здесь только что произошло или будет происходить. Пусть обо всем говорят вещи. Например: на спинке стула висит платьице, портфель, пенал, учебники лежат на столе, стоит пышный букет цветов, валяется кукла, разбросаны тапочки и халат. В воображении возникает картина – «Первое сентября». По этому принципу игроки могут решать аналогичные задачи. Выигрывает тот, у кого самые «Говорящие» вещи, вызывают в воображении ясную картину происходящего или прошедшего.
Живая картина
Каждый игрок, имея в своем распоряжении несколько человек, должен поставить с ними «живую картину», «стоп-кадр», расположив людей так, чтобы зрители поняли, какое событие произошло. Это своего рода фотография людей в какой-то момент жизни. Картины могут быть смешными и трагичными, главное, чтобы другие игроки поняли, что происходит. Например: «счастье», «совесть», «награда», «ревность», «любовь», «месть», «преступление» и т.д. Картина может выражать какую-либо поговорку. Побеждает игрок, придумавший самую выразительную «живую картину».
Дирижер.
Все стоят в кругу. Одного человека выводят за пределы комнаты, а в кругу выбирают одного ведущего, который будет делать какие-нибудь движения. Все одновременно должны повторять за ним. Тот, кто выходил, становится в центр круга и должен угадать дирижера.
Песня.
Ведущий предлагает спеть всем вместе, хором. Для начала—песню, которую знают все. По первому хлопку ведущего все начинают громко петь, по второму хлопку — пение продолжается, но только мысленно, про себя, по третьему хлопку — вновь поют вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не собьется. Тот, кто ошибается, выходит вперед и предлагает спеть какую-либо другую широко известную песню. Так повторяется несколько раз. Ведущий может помочь всем остальным, дирижируя сводным хором, особенно в те моменты, когда участники поют мысленно.
Несколько идей для тематических костров:
- Ток-шоу, конференция (с тружениками, с библейскими героями, с современными героями веры)
- «ожившие истории» — театральный
Вариации постановок:
А) проиграть историю в масках под чтение автора
Б) пантомимы
В) театр-экспромт
Г) кукольный театр
Можно делать куколки, а можно и рисунки на палочках .
- Музыкальный праздник
Примерные задания: проинсценировать историю создания псалма, спеть псалом на другом языке, спеть переделанный псалом на заданную тему, продекламировать псалом из псалтыря, сделать шумовые инструменты и проиграть на них псалом. Можно рассказать о музыкальном служении в Библии и в нашей церкви, о музыкальных инструментах, угадать их на картинке и по звучанию.
- Спокойная игра в группах
Стартворд
Для этой игры Вам понадобится интересный и не очень сложный кроссворд. Все команды получают по одному экземпляру этого кроссворда, причем вопросы к нему есть только у ведущего. Команды расходятся таким образом, чтобы не видеть друг друга, и выбирают «координатора», «мозговой центр» и «гонцов». Координатор держит перед собой лист с кроссвордом и посылает гонцов с заданием (например «…12 по вертикали») к ведущему. Задача гонцов – добежать до ведущего, запомнить вопрос (например, «У него есть хобот») и как можно быстрее вернуться в команду. Мозговой центр угадывает слово. В каждый момент гонец может спросить у ведущего только одно слово. Побеждает команда, быстрее других разгадавшая кроссворд.
Энциклопедия.
Участники – это команды ученых, которым необходимо грамотно «пополнить энциклопедию». Командам предлагается незнакомое слово из настоящей (библейской) энциклопедии, значение которого они должны придумать таким образом, чтобы другая команда поверила в его правильность.
После написания значения данного слова, команды сдают листки ведущему, который перемешивает их с листком настоящего значения слова и зачитывает по очереди. Далее команды выбирают ответ, который считают правильным. Задача команд: определить настоящее значение (1 очко). Побеждает команда ученых, набравших наибольшее количество очков.
Верю- не верю.
У команды 2 таблички: «Верю» и «Не верю». После того, как был задан вопрос, команде дается 10 секунд на обсуждение, затем выбранный из команды человек поднимает табличку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
5) Богослужение (все проводят дети)
Подготовка вожатых:
Для начала уточним – как НЕ надо готовиться к костру:
- Часть детей готовится, остальная наблюдает либо занимается своими делами. Отряд должен быть единым. И выступать, а соответственно готовить выступление, должны все. Вы не нашли места или роли для кого-то, у кого пока не нашлось талантов? Но дело-то какое-нибудь в подготовке выступления все равно найдется.
- За счет библейских уроков и других общих мероприятий. Продумайте ваш сценарий, постановку и реквизит заранее, а дети, которые что-то уже умеют, добавятся и вольются в этот самый сценарий с готовыми кусочками. Для младших отрядов это наиболее актуально.
Как готовиться с младшими детьми
С детьми младшего возраста сложно поставить грандиозное театральное действо, поэтому сразу ставьте реальные цели, не ругайте детей если они плохо играют, старайтесь больше хвалить. Привыкайте, что вам многое надо делать самим: и репетировать, и играть с ними, и шить костюмы (дети тут плохие помощники). Возможности детей этого возраста не очень богатые. Так что пускать на самотек подготовку выступления нельзя (в отличие от старшего возраста, где иногда можно). Во время подготовки выступления на открытие вы сможете определить планку отряда: увидеть, на что способны ваши дети.
Как готовиться со старшими детьми
Желательно, чтоб все идеи исходили от детей. Даже если всё придумает вожатый, у детей должно остаться ощущение, что это они всё придумали.
Общая схема такова:
1) Собираем весь отряд, предлагаем идеи.
Вы отбираете идеи. Хвалить нужно все предложения, но по-разному, направляя детей в нужное русло. Если от детей не исходит никаких предложений, у вас должен быть свой вариант, который можно ненавязчиво предложить детям. Отрядная подготовка не должна выглядеть как обязаловка. Надо детей заинтересовать, внушить нужность этого (мы все делаем как для Господа).
Не всегда надо собираться всем отрядом. Только в самый первый раз нужно собрать весь отряд (чтоб все, по крайней мере, были в курсе). Далее, чем более подробные вещи придумываются, тем меньше нужно народу.
Бывает, что есть какая-то активная группка детей, которые очень хотят сделать что-то своё. Можно дать им отдельное поручение: пусть они придумают стих, или песню, или сценку. Что бы они ни сделали, их, конечно, надо похвалить.
2) Расписываем.
В процессе обсуждения у вас получается некий полуфабрикат, набор идей, которые нужно превратить в сценарий. Если вы попытаетесь делать это вместе со всем отрядом, ничего корме беспорядка не получится. Это можно делать с небольшой группкой детей, но чаще всего, расписывают вожатые.
В процессе написания сценария не забудьте выписать, какой реквизит надо сделать, какие костюмы потребуются. Деланье несложного реквизита можно поручить детям. Не игнорируйте костюмы. Они придают выступлению гораздо более интересный и творческий вид. У каждого героя (если он не играет обычного мальчика Васю) должен быть хоть какой-нибудь элемент костюма.
3) Репетируем
Даже если дети сами придумали сценку, они вряд ли сумеют её хорошо поставить, поэтому вожатый должен обязательно руководить постановкой.
Объясните детям простые правила поведения на костре:
- Не толпиться. Каждый должен знать своё место.
- Не поворачиваться спиной к зрителям (кроме тех случаев, когда специально надо показать спину).
- Не загораживать друг друга.
- Говорить чётко и громко, к зрителям (если имеется рупор, то только в него).
Должна быть предельная чёткость во всём. Дети, как правило, не способны на импровизацию, и, забыв слова, теряются. Бывают, впрочем, и способные дети — давайте им главные роли.
Долго и старательно учить слова дети не будут. Поэтому слов должно быть немного: по две-три фразы. Но вариант, когда все слова говорит вожатый в микрофон, а дети, как немые, только ходят по сцене, для среднего возраста не приемлем. Давайте оставим это малышам.
Важно правильно распределить время репетиций, чтоб дети не уставали. Трудно выдержать репетицию больше получаса. Лучше сделать несколько небольших репетиций. Имейте в виду, что много репетировать тоже плохо: сценка надоест, и, в результате, будет сыграна хуже. Если вам удалось два раза прогнать сценку целиком без существенных огрехов, считайте, что все в порядке.
Стремитесь задействовать как можно больше детей. Будет труднее репетировать, но ведь в конечном счёте всё делается ради того, чтоб подарить детям радость участия. Даже если роль небольшая, всё равно есть причастность к действу.
Перед выступлением создать хорошее настроение, подбодрить.
Во время выступления вожатые должны быть рядом, чтоб вовремя напомнить зазевавшемуся актёру, подсказать слова или движения. После выступления всех обязательно похвалить. Даже если были существенные недочеты. Тут особенно ценно хорошее мнение других вожатых, как незаинтересованных лиц.