Цель: учить подростков уметь предотвращать конфликт до его возникновения, уметь выйти из конфликта с минимальными потерями.
Заинтересовка: Показать эпизод из серии «Выживание» (о том, как в пустыне, когда нечего есть, человек ест личинки насекомых).
http://www.youtube.com/watch?v=ibLttCeZm50
Подростки, особенно сестры, начнут морщиться и выражать свое неудовлетворение. Почему вы морщитесь? Вы считаете, что он ненормальный? Вы не привыкли так делать, да? Так и в нашей жизни- когда наступает трудная ситуация(конфликт) и мы поступаем в ней так, как верующие, на нас смотрят, как на ненормальных, «не от мира сего». Как же верующий должен вести себя в конфликте?
Вспомните, пожалуйста, ваш последний конфликт и ответьте на несколько вопросов:
1) Из-за чего начался этот конфликт?
2) Кто виноват в этом конфликте?
3) Как долго развивался этот конфликт?
4) Закончился ли он, и если да, то чем закончился?
Основная часть урока.
Итак, давайте посмотрим, откуда вообще берутся конфликты.
Причины возникновения конфликтов.
1) Природа человека. Наша человеческая природа такова, что часто на месте Бога у нас находится наше «я». Оно диктует нам, что делать, как мыслить, как поступать. И если его вдруг ущемят, или пододвинут, или унизят, то мы не может вытерпеть такого «богохульства», и готовы схватить камни, чтобы побить ими того, кто осмелился так сделать. Если же мы понимаем, что Бог- хозяин нашей жизни, и Он все контролирует и не даст причинить нам вред, то мы будем спокойнее воспринимать, когда нас кто-то будет притеснять. В старину, на войне пуля могла вероятнее прострелить того, кто на лошади, чем того, кто шел пешком. Чем мы ниже, тем меньше у нас шансов быть простреленными.
2) Наша индивидуальность. (вкус, национальность, местность, где мы выросли, церковь, которую мы посещаем). «На вкус и цвет все фломастеры разные». При этом нельзя считать, что то, что нравится мне, должно и всем нравится. И все должны искать Бог там, где Его нашел я. «Мне не нравится, как он поет, одевается, говорит и т.п. (продемонстрировать аптечку) Представляете, если в аптечке были бы только жгуты, или только зеленка, или цитрамон. Был бы толк такую аптечку брать в дорогу? Каждый нужен для своей цели. И такими нас создал Бог!
3) Разное воспитание. Можно иногда услышать слова: «Ну как можно быть таким тупым? Или неаккуратным, невоспитанным и т.п.» Дело в том, что в каждой семье есть несколько вещей, на что родители обращают особое внимание. Например, когда я росла в семье, мама всегда делала упор на то, чтобы я хорошо училась. Этому уделялось много внимания и сил. В других семьях ударение делается на том, чтобы всегда в семье был идеальный порядок. В этом человек вырос, этому его научили. Нельзя его за это обвинять.
4) Мы все на разном уровне развития. Кто-то более умный, кто-то не особо наделен умом. Кто-то более духовный, кто-то более плотской. Кто-то умеет смиряться, покрывать недостатки, вмещать, кто-то не умеет.
Все это ведет к конфликтам. Если обобщить все 4 причины, то мы поймем, что корень любого конфликта- это ЭГОИЗМ.
Как же предотвратить наступающий конфликт?
1)Научиться покорности и смирению. (1 Петра 5:6). Что же такое смириться в практическом плане?
А) НЕ возвышать свои вкусы над вкусами других людей (на синтезаторе играть- что попало, только живые инструменты)
Б)НЕ выставлять свои традиции («в нашем сели так не було»)
В) НЕ возносить свое мнение
Г)НЕ думать, что тебе кто-то что-то должен («почему вы без меня пошли на каток?»)
2) не воздавать злом за зло 1 Петра 3:9
3) удерживать свой язык 1 Петр 3:10 (У нас в колледже был такой случай. Наш учитель по физике заболел, и к нам пришел другой преподаватель. Вел физику он неважнецки, объяснял как будто сам себе, оценки ставил необъективно. Однажды преподаватель информатики, молодая женщина, спросила нас, как нам новый физик. Мы, недолго думая, начали плакать ей в жилетку о том, как мы его не любим и как хотим, чтобы старый преподаватель быстрее вернулся. Мы не стеснялись в выражениях, чтобы описать свое недовольство. Выслушав нас, она сказала: «Это мой папа». Как нам хотелось забрать свои слова обратно! Но было уже поздно)
4) говорить доброжелательно Еф. 4:31-32
5) Искать мира 1 Петра 3:11 (в споре рождается не истина, а 2 барана)
Божьи цели в конфликте.
1) У Него есть особый план. Иосиф не сделал ничего дурного, но у него с братьями был конфликт. В итоге они его продали. Зачем? Бытие 50:19-20 Чтобы потом иметь хлеб! У Бога был особый план не только для семьи Иакова, но и для всего Израильского народа. И этот план шел через конфликт Иосиф с братьями. Богословы говорят о том, что если бы евреи не ушли в Египет, они бы ассимилировались с хананеями, т.к. те были не против. А для египтян евреи были мерзостью.
2) Чтобы смирить нас. Втор. 8:3
3) Чтобы привести нас в зависимость от Него. Ос. 2:14
4) Чтобы помочь нам расти Мтф. 5:44-45
Как же люди могут вести себя в конфликте?
Существует 2 вида железнодорожного транспорта: собственно поезда и метро. Когда мы находимся на поверхности земли, мы не видим, что пассажиры едут, но они все равно приезжают в место назначения. Так и в конфликте- вне зависимости, выплескиваем мы свои чувства наружу или храним внутри себя, конфликт развивается и приводит нас к разрушению.
Пассивные стадии: (метро)
1) Недовольство Евр. 12:15
2) Скрытое раздражение Лев. 19:7
3) Обида Пр. 6:12-15
4) Сплетни (ВВС) Лев. 19:16, Пр. 25:23
5) Изоляция от противника Быт. 28:5
6) Самоубийство 2 Цар. 17:23
Активные стадии: (поезд)
1) Видимое раздражение Еф. 4:31
2) Активное требование своего Числа 16:3
3) Злословие Числа 16:12-14
4) Шантаж Ин.19:12
5) Физическое воздействие Деян. 14:19
6) Убийство 1 Ин. 3:15
Таким образом, как бы мы не ехали в этом «дьявольском экспрессе», мы все равно приедем к своей духовной смерти. Поэтому если уж вы там оказались, выпрыгивайте немедленно!
Как выпрыгнуть из «экспресса» (разрешить конфликт)?
- Проанализируй, что произошло.
- Проанализируй свою роль в конфликте. ПОМНИ: в любом конфликте НЕ БЫВАЕТ невинных людей! В любом случае виноваты оба! Может, тебе за что-то надо попросить прощения? Может, ты где-то был неправ? Сказал не то, что нужно? Обманул? Схитрил? Люди, которые делят мнение на свое и неправильное- роддом для конфликтов. Попроси у Бога прощения за то, где ты был неправ.
- Проанализируйте свои мотивы. Чего я хочу в этой ситуации?
а)добиться своего
б) превознести себя
в) отомстить
г) возобновить отношения с оппонентом
д) приобрести его для Бога
е) показать ему, что он неправ
ж) показать всем, что он неправ
- Подумай о том, что цена конфликта всегда больше цены смирения и примирения. Подумай и о том, что Бог хочет от тебя в этой ситуации. Чтобы ты научился вмещать? Смиряться? Просить прощения? Первому просить прощения- это не унижение, это честь!
- Примирись с соперником твоим, попроси прощения и у него. От сердца прости и ему, помня, что совершенных людей на земле нет.
Применение. Давайте вернемся к тому, конфликту, о котором мы думали в начале урока. Подумайте, как вы могли бы завершить этот конфликт в свете Слова Божьего. Не нужно ли Вам попросить прощения? А может самому простить?
ВНИМАНИЕ: каждому подростку в начале урока раздается индивидуальный план-конспект, который содержит опорные схемы и который можно заполнять. Его можно скачать ЗДЕСЬ: конспект конфликты